ATR 42-500 история и летные параметры небольшого авиалайнера

Характеристики

Самолёты концерна ATR совмещают в себе безопасность полёта, современность конструкции, экономичность производства и потребления топлива. Технические характеристики позволяют модели ATR 72 перевозить до 74 авиапассажиров одного класса. Два пилота входят в состав экипажа и совершают управление воздушным судном. Расстояние, которое самолёт способен покрыть с крейсерской скоростью 509 км в час равно двум тысячам километров. На ATR 72 отсутствует вспомогательная силовая установка, взамен здесь поставлен «пропеллерный тормоз», он снабжает самолёт воздухом и электричеством. Благодаря такому конструктивному решению, модель довольно лёгкая по своему весу и употребляет меньше горючего.

Самолёт имеет высоко расположенные крылья и хвост в форме буквы «Т». Под крыльями находятся два турбовентиляторных двигателя.

Более детальные показатели ATR 72-500:

Новости о лайнере ATR 42-500

Производство самолетов, начавшееся в 1995 году, все еще продолжается. Всего самолетов этого семейства выпущено более 400.

В феврале 2018 года российский авиаперевозчик NordStar открыл регулярный маршрут из Красноярска в Якутию (город Удачный). Это очень востребованное направление, полеты проходят с максимальной загрузкой самолета. Планируется осуществление рейсов дважды в неделю на самолетах марки ATR 42-500, вмещающих 46 пассажиров. Такие региональные перевозки имеют финансовую поддержку государства, а самолеты приспособлены для полетов в условиях низких температур.

Весной 2018 года компания NordStar начинает воздушное сообщение из города Норильска в Баку. Самолеты ATR 42-500 будут выполнять рейсы через Самару сначала один раз в неделю, потом количество авиасообщений увеличится вдвое.

Компания – перевозчик «НордСтар» имеет в своем парке пять самолетов ATR 42-500.

Самолетами ATR 42-500 летать достаточно комфортно и удобно. Конечно, полеты на таком самолете, неуместно сравнивать с машинами, выполняющими длительные перелеты. Однако, среди региональных моделей своего класса, лайнер занимает не последнее место. Отзывы пассажиров о полетах на этой машине большей частью лестные.

Потери самолётов

По данным на 26 октября 2018 года в катастрофах и серьёзных происшествиях было потеряно 33 самолёта типа ATR 42[3].

Дата Бортовой номер Место Жертвы Краткое описание
15.10.1987 I-ATRH предгорья Альп 37/37 Малая скорость при наборе высоты в условиях обледенения, сваливание.
17.06.1988 F-WEGA Тулуза 0/3 Тренировочный полёт с отключением двигателя, упал после взлёта.
21.08.1994 CN-CDT Агадир 44/44 Предположительно, направлен в пике КВС.
30.07.1997 F-GPYE Флоренция 1/17 Превышение посадочной скорости, выкат за пределы ВПП.
20.01.1998 EI-COC Альгеро 0/25 Порыв бокового ветра при посадке, выкат за пределы ВПП.
25.10.1998 N143DD Сан-Хуан 0/27 Не включён стояночный тормоз, столкновение с наземным оборудованием.
16.03.1999 PT-MFI Мукури 0/н. д. Пожар двигателя. Смог сесть, но получил критические повреждения.
11.10.1999 A2-ABB Габороне 1/1 Захват самолёта уволенным пилотом, намеренное столкновение с землёй.
11.10.1999 A2-AJD Габороне 0/0 Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта.
11.10.1999 A2-ABC Габороне 0/0 Повреждён на стоянке в результате падения захваченного самолёта.
12.11.1999 F-OHFV Митровица 24/24 Столкнулся со склоном холма при заходе на посадку.
26.12.1999 F-WQJN Динар 0/0 Повреждён на стоянке во время урагана.
11.10.2000 VP-BOF Богота 0/н. д. Повреждён на стоянке в результате столкновения с Boeing 727.
30.03.2001 N37AE Фрипорт 0/0 Повреждён на стоянке во время урагана.
18.06.2001 4X-ATK Тель-Авив 0/н. д. Аварийная посадка с невышедшей правой стойкой шасси.
14.09.2002 PT-MTS Сан-Паулу 2/2 Грузовой рейс, разбился вскоре после набора высоты.
06.03.2003 I-ATRF Рим 0/45 Во время руления подломилась левая стойка шасси.
16.07.2007 PT-MFK Сан-Паулу 0/25 Выкат с ВПП при посадке, передняя стойка шасси подломилась.
21.02.2008 YV1449 Мерида 46/46 Столкнулся со склоном горы вскоре после взлёта.
08.05.2008 N904FX Гринсборо 0/0 Повреждён на стоянке во время урагана.
08.05.2008 N905FX Гринсборо 0/0 Повреждён на стоянке во время урагана.
27.01.2009 N902FX Лаббок 0/2 Грузовой рейс, посадка до торца ВПП.
27.01.2009 PK-YRP Калимантан 0/56 Аварийная посадка после отказа обоих двигателей. Списан.
13.09.2010 YV1010 Сьюдад-Гуаяна 14/47 Разбился при заходе на посадку из-за отказа техники.
19.08.2011 AI-9501 Агатти 0/н. д. Выкатился с ВПП при посадке.
09.06.2012 OK-KFM Прага 0/0 Пожар в ангаре.
16.06.2012 G-DRFC Джерси 0/43 Поломка шасси на ВПП при посадке. Списан.
31.08.2012 AP-BHJ Лахор 0/46 Выкатился с ВПП при посадке. Списан.
19.10.2013 P2-PXY Маданг 0/3 Выкатился с ВПП при прерванном взлёте. Списан.
12.02.2014 EI-BYO Дублин 0/0 Получил повреждения в аэропорту во время сильного шторма[4].
16.08.2015 PK-YRN Новая Гвинея 54/54 Столкнулся с горой[5].
16.08.2016 5H-PWD Аруша 0/н.д. При посадке повредилась правая стойка шасси.
07.12.2016 AP-BHO Хавелиан 47/47 За минуту до катастрофы экипаж сообщил о проблемах с двигателем. Врезался в холм[6].
04.05.2017 C-GWEA 1/25 Врезался в деревья при взлете, фюзеляж разломился надвое.
Читайте также  Ищете дешёвые авиабилетыИщете дешёвые авиабилетыИщете дешёвые авиабилеты

Схема салона

Своеобразная особенность ATR-72 — расположение салона бизнес-класса, он находится в задней части самолёта. Объяснение этому очень простое, вход находится не в передней части, а в хвостовой. На схеме салона ATR 72-500, лучшие места можно найти и выбрать самостоятельно.

Схема расположения салона экономкласса 66 мест (1—18 ряд) — стандартные места экономического класса:

  • Места в 1 ряду находятся рядом с аварийными дверями. Но это места с увеличенным пространством перед креслом, что добавляет комфорта.
  • Места в 3—10 рядах по правому борту будет удобно занять родителям с маленькими детьми, так как здесь предусмотрены люльки. Как правило, люльки выдаются и крепятся отдельно, это делают бортпроводники после взлёта.
  • Места в 8—14 рядах по левому борту предназначены несовершеннолетним пассажирам без сопровождения.
  • Места в 17—18 рядах находятся близко к кухне и туалетам. В этом их неудобство, постоянно мимо будут двигаться другие путешественники или бортпроводники.

Как же выбрать самые лучшие места на ATR 72-500? Если есть возможность выбора, главное — определится с собственными приоритетами.

  • Места возле иллюминатора, могут порадовать тех, кто любит смотреть в окно, если позволяет погода. Кроме того, сосед не будет постоянно поднимать и просить пропустить. Но значительный недостаток заключается в том, что покидать их весьма неудобно.
  • Сидения возле прохода удобны тем, что можно их покидать и занимать при желании. Но зато пассажира, занимающего такое место. постоянно будет тревожить сосед, чтобы выйти. А также остальные пассажиры или бортпроводники постоянно будут проходить рядом.

Бизнес-класс почти ничем не отличается от экономкласса. Разве что, сидения более комфортные, они больше и немного другой формы. Также есть больше свободного места для ног. Пассажиров рассаживают на два кресла.

Места бизнес-класса

Обо всех нюансах модели и более удобного перелёта необходимо спрашивать сотрудников авиакомпании. Так, например, не все кресла имеют откидной механизм или складные подлокотники. Не во всех моделях ATR 72 есть бизнес места. Также, если перелёт предстоит с ребёнком, стоит узнать более подробную информацию о количестве люлек. Иногда их число ограничено. Чтобы обеспечить себе и близким комфортные условия полёта, изучайте схемы, задавайте вопросы и уточняйте информацию на официальных сайтах и у сотрудников компании.

Лётно-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации ATR 42-500.
Источник данных: Jane’s [2]

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 пилота
  • Пассажировместимость: до 50 человек
  • Грузоподъёмность: 5450 кг
  • Длина: 22,67 м
  • Размах крыла: 24,57 м
  • Высота: 7,59 м
  • Площадь крыла: 54,5 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,1
  • База шасси: 8,78 м
  • Колея шасси: 4,1 м
  • Масса снаряжённого: 11 250 кг
  • Максимальная взлётная масса: 18 600 кг
  • Максимальная стояночная масса: 18 770 кг
  • Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
  • Максимальная масса без топлива: 16 700 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг
  • Объём топливных баков: 5736 л
  • Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E
  • Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)
  • Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-ти лопастной
  • Диаметр винта: 3,94 м
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 556 км/ч
  • Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)
  • Перегоночная дальность: 2963 км
  • Практический потолок: 5485 м
  • Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²
  • : 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)
  • Длина разбега: 1163 м
  • Длина пробега: 1040 м
Читайте также  Секреты пилотов 8 жутких ситуаций в полете, о которых вы не подозреваете

Варианты

ATR 42-300

ATR 42-200F авиакомпании FedEx

Оригинальный ATR 42, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.

ATR 42-320

ATR 42-320 авиакомпании Aeromar

Усовершенствованная версия ATR 42-300 с двигателями PW121 (2100 л. с.).

ATR 42-500

ATR 42-500 авиакомпании Air Littoral

Современная версия, идентичная по внешнему виду с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л. с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.

ATR 42-600

Модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая ещё более высокую техническую и лётную эффективность, надёжность, низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будут установлены новые двигатели PW127M, которые будут на 5 % эффективнее показателей двигателей PW127E.

История создания

Первые самолёты ATR 42 поднялись в небо ещё в середине 80-х годов, в это же время начата работа по производству ATR 72. Первый полёт этого воздушного судна приходится на 1988 год.

После, моделью заинтересовалось финское авиапредприятие Kar-Air и начало использовать для авиаперевозок. Самолёт версии ATR 72-500 был сертифицирован в начале 1997 года. Он получил турбовентиляторные двигатели, винты с шестью лопастями, улучшенную и более новую авионику.

С конца 2007 года концерн работает над созданием модели ATR 72—600. Новейшие двигатели, увеличенная взлётная мощность, современная бортовая электроника. Повышена безопасность полётов с помощью многоцелевого компьютера. Этот самолёт уже заказан для авиаперевозок компаниями Royal Air Maroc Express и Air New Zealand.

Самолет ATR 72 стал базовой моделью для создания люксовых, грузовых и транспортных вариантов. Налаженное производство и регулярное введение новых конструкций, технологий, усовершенствований разного рода было оценено по достоинству. Как результат, ежедневно совершают полёты около 615 воздушных судов марки ATR 72.

Создание воздушного транспорта

Первая модель АТР 42 была введена в эксплуатацию в начале 1984 года. Пробная версия вызвала неимоверный интерес, поэтому европейские производители решили наладить массовое создание самолетов, внося изменения в технические параметры техники:

  • Первые версии (АТР 42-200 и АТР 42-300) были оснащены двигателями, изготовленными американскими производителями, с максимальной мощностью 2 тыс. л. с. Винты использовались в четырех-лопастном исполнении.
  • Следующую модель АТР 42-320 было решено оснастить более мощным двигателем на 2100 л. с.
  • Версия АТР 42-400 предусматривала наличие малошумных шести-лопастных винтов.
  • Последняя модель, выпускаемая производителями в настоящее время — самолет АТР 42-500 оснащается двигателем мощностью 2400 л. с., а крейсерская скорость достигает 540 км/ч.
  • Вышеперечисленные версии практически не отличаются друг от друга по внешним признакам, если не принимать во внимание обновленные винты, что видно на фото. .

    Самолт ATR 42-500

    Самолт ATR 42-500

    Тем, кому довелось летать на самолетах АТР 42, оставляют весьма лестные отзывы относительно удобства и комфорта в салоне, особенно если произвести сравнение с моделями АН-24. Конечно, оценить летные характеристики пассажиры не могут, зато удобные кресла и довольно широкий проход, смогли отметить многие.

    Разумеется, рассматриваемый воздушный транспорт не идет в сравнении относительно удобства с лайнерами, обслуживающими межконтинентальные перелеты. Ведь проход в салоне АТР-42 намного уже, кресла расположены в непосредственной близости друг к другу, да и закуски предлагаются не так часто. Зато если рассматривать региональные версии, обслуживающие непродолжительные авиаперелеты, то самолет АТР-42, причем любой модификации, обеспечивает довольно высокий уровень комфорта.

    Читайте также  Сколько лететь до Пхукета

    Концерн ATR ведет свою деятельность не только в области производства пассажирских воздушных средств, но и затрагивает иные области авиации, к примеру, военную. Поэтому вовсе не удивительно, что производитель занимается сборкой военных версий на базовой платформе АТР-42.

    Воздушный транспорт производится на заводах, принадлежащим как французской, так и итальянской стороне. К примеру, хвостовое оперение и фюзеляж собирается в Неаполе, а крыло изготовляется во французском городе Бордо. Окончательная сборка техники осуществляется в Тулузе, после того как все элементы для производства будут подготовлены. Производители уже предоставили своим заказчикам более 900 моделей АТР-42 различной модификации и продолжают активно вести совместную деятельность. Лучше рассмотреть самолет АТР-42-500 вы сможете на видео.

    Примечания

  • ↑ Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 243-245. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
  • Harro Ranter. . aviation-safety.net. Проверено 10 декабря 2016.
  • ATR 42 на Викискладе
    Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

    Авиакосмическая техника Sud Aviation/Aérospatiale

    Самолёты
    • SE-116 Voltigeur
    • SE-117 Voltigeur
    • ATR 42
    • ATR 72
    • ATSF
    • Fouga СМ.170 Magister
    • Fouga CM.175 Zéphyr
    • Concorde
    • N 262
    • Sud Aviation Caravelle
    • Aérospatiale Corvette
    • Socata TB 30 Epsilon
    Вертолёты
    • SA 313
    • SA 315B Lama
    • SA 316 Alouette III
    • SA 318 Alouette II
    • SA 319 Alouette III
    • SA 321 Super Frelon
    • SA 330 Puma
    • SA 340/341/342 Gazelle
    • AS350 Écureuil
    • AS355 Ecureuil 2
    • SA 360 Dauphin
    • SA 365/AS365
    Прочая техника
    Ракеты:
    • Exocet
    Космическая техника:
    • Arabsat
    • Ariane
    • Hermes
    • зонд «Гюйгенс»
    • Meteosat
    • Spacebus

    Расположение мест в салоне и интерьер

    Самолет ATR 42-500 выполняет полеты на линиях небольшой протяженности, следовательно, компоновка обычно состоит из экономического салона. Есть модели, выполненные в индивидуальном плане, для корпоративных полетов и высокопоставленных лиц.

    Лайнер может вмещать на борту в среднем от сорока до пятидесяти пассажиров, что отражено и в названии.

    Интерьер салона имеет хорошую шумоизоляцию, комфортное освещение и обивку.

    Кресла удобные, облегченные. Полки для багажа сделаны большего размера, чем ранее. В полете имеются горячие блюда и напитки.

    Схема салона 2/2, один проход. Обычно имеется 12 рядов. Наилучшим является первый ряд, здесь можно удобно расположиться даже самым высоким пассажирам. Худшими местами считаются кресла в последнем ряду, неблагоприятна близость к туалетам. В хвостовой части салона скапливается очередь в санузлы.

    Описание самолета ATR 72

    Для нового поколения воздушных судов ATR-72-500 сделан удлиненный корпус на 4,5 метра, увеличен размах крыльев, значительно повысился размер топливных баков. В этой модели, как и в прошлых, действуют канадские турбовинтовые двигатели, которые дают значительно больше мощности. Увеличена грузоподъемность, возможность брать большее число пассажиров.

    Цифра 72 после буквенной аббревиатуры означает количество мест.

    Таким образом, самолёт атр 72 способен перевезти 72 авиапассажира. В конструкции используются композитные материалы, которые способствуют облегчению веса воздушного судна, усиливают крепость деталей и снижают риск коррозии. Фото самолёта ATR 72 поможет получить представление о том, как выглядит это воздушное судно.

     

     

    Добавить комментарий