Гидроавиасалон на пороге цифровой трансформации

6–9 сентября этого года в Геленджике пройдет уже двенадцатый Гидроавиасалон. По традиции он называется Международной выставкой и научной конференцией по гидроавиации, однако заявленная тематика мероприятия и проект его программы позволяют сделать вывод, что это будет первый форум по цифровой трансформации и диверсификации отечественного машиностроения. Впрочем, авиастроение останется на первом месте — именно эта индустрия должна стать локомотивом масштабных преобразований.

Гидроавиасалон из года в год был подобен театру одного актера. Лейтмотивом мероприятия была демонстрация продукции и перспективных проектов ТАНТК им. Бериева, прежде всего — самолета-амфибии Бе-200. Внешне и в 2018 г. мало что изменится: выставка пройдет на территории испытательно-экспериментальной гидробазы в Геленджике, новый логотип выставки включает силуэт знаменитой бериевской амфибии, а посетители смогут увидеть эту машину на статической стоянке и в полете, равно как и Бе-103. Но организатор салона — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации радикально пересмотрело подходы к событию. Одной из ключевых тенденций второй половины нынешнего десятилетия во всем промышленном мире является цифровизация, с учетом этого радикально изменилась и концепция Гидроавиасалона-2018.

Представляя новое видение мероприятия, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров отметил, что и в экспозиции, и в деловой программе появятся новые разделы, связанные с применением цифровых технологий. «Предприятия авиастроительной отрасли повсеместно переходят на новые цифровые решения. Поэтому мы считаем, что постепенная трансформация Гидроавиасалона в площадку для отработки решений в авиационной промышленности, а затем и в машиностроении в целом — это наш тренд до 2030 г.», — отметил он. На выставке будут демонстрироваться прикладные решения, включая системы цифрового проектирования и моделирования, сервисной робототехники и обеспечения кибербезопасности. Кроме того, третий день выставки объявлен днем цифровой авиапромышленности.

Еще одной новацией Гидроавиасалона станет демонстрация беспилотных авиационных систем. Ставку планируется сделать не сколько на беспилотные летательные аппараты, сколько на прикладные решения, позволяющие эффективно решать прикладные задачи. К примеру, в настоящее время уже разработано решение на базе беспилотника, позволяющее оказать экстренную помощь в случае сердечного приступа. В наборе, доставляемом непосредственно к месту нахождения больного, содержатся тест и подробная инструкция, позволяющие достоверно диагностировать приступ, а также дефибриллятор, который запустит сердце в критическом случае. Несмотря на то что каждый из элементов этой системы хорошо известен, сегодня разработчики пытаются создать работающее решение, которое сможет спасать жизни людей. В свою очередь, разработка научно-производственного центра «ЭЛВИС» нацелена на защиту от беспилотников, выполняющих несанкционированные полеты. Комплекс контроля, мониторинга, обнаружения и противодействия беспилотным летательным аппаратам включает в себя устройства для обнаружения беспилотников на базе радиолокационной станции «ЕНОТ» и поворотной камеры «Циклоп». Сведения об обнаруженных объектах будут проверены по специальной базе данных, при этом «легальные» беспилотники, оснащенные регистрационными модулями, не спровоцируют тревожных сигналов. Но в случае если будет зафиксирован несанкционированный полет, в дело вступит дрон-перехватчик «Сокол». Как ожидается, в ходе выставки состоится натурная демонстрация комплекса, в ходе которой дроны-нарушители будут обнаружены и перехвачены.

Читайте также  EADS поддержит Бе-200

На статической стоянке и в летной программе Гидроавиасалона-2018 будут представлены не только традиционные бериевские Бе-200ЧС и Бе-103, но и другие гидросамолеты :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Из четырех тематических дней, в течение которых будет продолжаться работа на площадке выставки, первый посвящен гидроавиации. Несмотря на то что формирование экспозиции пока продолжается, можно с уверенностью сказать, что на статической стоянке и в полете будут представлены бериевские Бе-200ЧС и Бе-103, амфибии и гидросамолеты Л-142 и Л-172 производства компании «Авиатех», АСК 62 компании Seregin Aircraft и Че-22 «Корвет» компании «Испытательный центр гидроавиационных технологий». Кроме того, посетители смогут ознакомиться с рядом актуальных разработок судостроителей, в том числе экранопланом «Иволга» и катером на подводных крыльях «Дельфин». Но в летной программе и статической экспозиции не будут оставлены без внимания и «сухопутные» лайнеры. В частности, запланирована демонстрация региональных самолетов Ил-114 и L-410. Обширную программу полетов сформировал холдинг «Вертолеты России».

Демонстрационные полеты, которые запланированы на все четыре дня работы выставки, будет различаться по насыщенности и зрелищности. На четверг и пятницу, 6–7 сентября, в воздушном пространстве над Геленджикской бухтой намечена сокращенная полуторачасовая программа. В выходные дни, когда ожидается большое количество зрителей, полеты будут продолжаться три с половиной часа: помимо гидросамолетов, региональных лайнеров, вертолетов и пилотажной группы «Стрижи», которые будут выступать ежедневно, в субботу и воскресенье в небо поднимутся легкомоторные воздушные суда и пилотажные самолеты. Три дня будут проходить соревнования в рамках чемпионата России по аквабайку, а в пятницу в Геленджикской бухте можно будет наблюдать соревнования детского этапа Национальной парусной лиги — 2018. К этому дню приурочены и другие мероприятия тематического дня «Молодежный форум».

Читайте также  Первый Бе-200ЧС таганрогской сборки поднялся в небо

Самолеты-амфибии и гидросамолеты выполнят взлеты и посадки непосредственно в акватории Геленджикской бухты, в то время как сухопутная техника будет использовать аэродром гражданского аэропорта Геленджика. С учетом того что аэропорт продолжит прием и отправку регулярных рейсов, проведена большая подготовительная работа с участием авиационных властей и Таманского центра управления воздушным движением, входящего в состав Госкорпорации по организации воздушного движения. В северной части перрона выделено шесть стоянок, где техника будет готовиться к выполнению показательных полетов.

Для показа экспонатов Гидроавиасалона-2018 будет использоваться аэродром гражданского аэропорта Геленджика :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Четвертый тематический день, получивший название «Lifestyle 4.0 Геленджик», посвящен тематике умного города, применения наработок, созданных в авиационной промышленности и смежных отраслях, в интересах городского хозяйства. Завершится работа мероприятия большой развлекательной программой, включающей концерт и шоу-программу на аквабайках и флайбордах.

Появление новых задач потребовало от организатора Гидроавиасалона усиления команды исполнителей. Впервые оператором мероприятия выступит ОАО «Авиасалон», на протяжении почти четверти века проводившее международные авиационно-космические салоны и выставки в области вооружений, военной техники, машиностроения и технологий. Специалисты компании уже активно работают над новым проектом, участвуя в формировании экспозиции, деловой и демонстрационной программ, а также в развитии инфраструктуры.

Реализовать все задумки, в том числе создать комфортные условия для участников и гостей мероприятия, можно лишь при условии обновления выставочных площадей. К традиционным трем павильонам A, B и C, в которых из года в год размещались экспозиции, в нынешнем году добавится павильон D, предназначенный для проведения конференций и круглых столов, — таким образом, общая площадь павильонов достигнет 5 тыс. кв. м. Выставочная площадь позволит разместить экспозиции почти 70  компаний, среди которых ведущие авиапроизводители: Объединенная авиастроительная корпорация, холдинг «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, «РТ-Химкомпозит», концерн «КРЭТ», Объединенная судостроительная корпорация, ведущие научные институты, другие компании. Для работы делегатов будут созданы комфортные условия, включая кондиционирование. Помимо выставочных площадей обустроен блок шале.

Читайте также  "Иркут" и Airbus свернули проект по продвижению Бе-200 за рубежом

Гидроавиасалон ведет свою историю с 1996 г. Долгие годы он был любим публикой за беспрецедентные новинки — увидеть морские взлеты и посадки самых крупных в мире самолетов-амфибий можно было только здесь. Ценили легкую и приятную атмосферу, которую дарил курортный город. Отмечали, что здесь можно без спешки обсудить наболевшие вопросы. Эти достоинства перевешивали существовавшие проблемы. Прежде всего участники отмечали сложную логистику, ведь до 2004 г. аэропорт принимал только региональные рейсы, выполняемые на Ан-24 или Як-40, большинству же экспонентов приходилось добираться от аэропорта Анапы. Были проблемы с гостиничным фондом и общественным питанием.

На Гидроавиасалоне можно увидеть полеты самых крупных в мире самолетов-амфибий :: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com

Теперь все недостатки и проблемы — в прошлом. Но и концепция узкоспециализированных отраслевых мероприятий, проводимых в регионах, уже не востребована. Перед организаторами Гидроавиасалона стоит цель сделать проект международного уровня, ориентированный на самые актуальные темы. По словам О. Бочарова, в Геленджике будут обсуждаться технологии, которые обеспечивают переход к цифровой экономике. «Я считаю, что цифровая экономика потребует от нас ежегодных встреч. У нас очень много будет новостей», — предположил он. Такой подход нашел поддержку министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. «Найдите применение площадке на ежегодной основе, но с определенной спецификой, чтобы гидроавиация чередовалась с цифровой трансформацией», — резюмировал он. Детальнее формат мероприятия и возможность проведения выставки в 2019 г. будут обсуждаться в сентябре.

Добавить комментарий