Гидроавиация становится бизнесом

Прошедшая в сентябре международная выставка и конференция «Гидроавиасалон-2006» стала шестой по счету. Именно здесь наиболее ярко проявилась действительность российской гидроавиации, ее достижения и неудачи. Самое важное, что происходят качественные изменения, хотя очень неспешные и в незначительных масштабах.

Главная ожидаемая сенсация авиасалона — контракты на поставку многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 — так и не состоялась. На протяжении нескольких лет отечественные специалисты не устают твердить о большом рыночном потенциале этого самолета, об отсутствии конкурентов, о намерении ряда стран приобрести российские машины. Но пока единственным заказчиком на Бе-200ЧС, специализированную версию самолета, остается Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. При этом темпы исполнения контракта далеки от желаемых: бюджетных средств хватает на оплату постройки одной машины в год, в то время как для производителя — НПК «Иркут» — такой темп оказывается непозволительно низким.
Наиболее вероятным считался контракт с Китаем (восточный сосед не первый год присматривается к амфибии), однако этого тоже не произошло. Одна из причин кроется в задержке с исполнением контракта на поставку в Поднебесную 34 военно-транспортных самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78. Демонстрируя свое недовольство, Китай прервал переговоры с Россией по многим потенциальным контрактам. И Бе-200, оснащенный противолодочным комплексом «Морской змей», оказался среди них. Утешительным призом стал контракт на десяток Бе-103, условия поставки которых были окончательно согласованы в сентябре. Всего же, как говорилось ранее, в эту страну будет поставлено 40 амфибий.
Другой традиционный партнер России по военно-техническому сотрудничеству — Индия — также проявляет интерес и к Бе-200. В ходе выставки гендиректор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Бериева Виктор Кобзев заявил о том, что условия контракта с этой страной в целом согласованы и в ближайшее время можно ожидать подписания документов. В режиме ожидания находится и сделка с Португалией, которой нужны самолеты в противопожарной версии. Участвовавший в тушении лесных пожаров в Португалии Бе-200 продемонстрировал хорошие результаты и заинтересовал местных специалистов. Впрочем, наша амфибия ранее тушила пожары во Франции, но о возможности поставки машин в эту страну сегодня говорится весьма сдержанно — французы предпочли бы взять самолеты в лизинг, а не приобретать их.
Говоря о программе Бе-200, нужно признать, что ее реализация затянулась. Отчасти в этом виноваты и российские чиновники: целесообразно было построить все семь заказанных МЧС самолетов и передать их ведомству в лизинг. Это позволило бы сократить издержки «Иркута». Да и эффективность эксплуатации семи машин была бы несравненно выше.
Что касается другой разработки — Бе-103, то гидроавиасалон стал площадкой для испытания его коммерческих возможностей. Ежедневно все желающие за умеренную плату в 1500 руб. могли совершить 20-минутный ознакомительный полет над Геленджикской бухтой. Оператором двух Бе-103 является авиакомпания Beriev Sea Airlines, «дочка» ТАНТК им. Бериева. Коммерческое использование самолетов для экскурсионных полетов и в качестве авиатакси должно продолжиться. В компании признают наличие некоторых проблем, в первую очередь связанных с несовершенством нормативной базы, но намерены продолжить практику и расширить парк ВС, а также выйти на новые направления полетов.
Специалисты отметили демонстрацию на выставке летающих макетов двух новых разработок ТАНТК. Это легкий одномоторный многоцелевой самолет Бе-101 и двухмоторный турбовинтовой Бе-112. Первый должен развить успех Бе-103. В его конструкции будут широко использованы новые материалы, что позволит облегчить самолет. Ожидается, что он будет и дешевле своего предшественника. Вторая новинка ориентирована на коммерческих эксплуатантов. Самолет умеренной размерности (взлетная масса около 11 т) будет иметь широкую хвостовую рампу, что позволит ему выполнять ряд задач, ранее недоступных амфибиям. В частности, по замыслу разработчиков, он сможет заменить устаревшие Ан-26.
Чего можно ожидать от «Гидроавиасалона-2008»? Во-первых, хочется надеяться, что МЧС получит все семь заказанных Бе-200ЧС и, возможно, закажет еще одну партию. Во-вторых, эта машина должна наконец получить признание и за рубежом, причем как в противопожарном варианте, так и в противолодочном. Хочется увидеть и пассажирский вариант Бе-210, о планах создания которого говорилось неоднократно.

Читайте также  КРЭТ инвестирует в Бе-200

Добавить комментарий